Достижения культуры Древнего Египта Теперь я хочу подробно рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно. Древний Египет: технические достижения цивилизации Достижения египетской цивилизации

Цивилизации Древнего Египта: развитие и основные достижения

Цивилизация, существовавшая в долине Нила в 4тыс. до н.э. – 4 в. до н.э.

Египет расположен на северо-востоке африканского континента. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила, зажатая между пустынями Северной и Восточной Африки. Долина была открыта только на северо-востоке. Это обусловило замкнутость и самостоятельность древнеегипетской цивилизацию. Ежегодные разливы Нила, после весеннего отступления оставляют на берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. Нил – главная транспортная артерия, связывающая все части долины между собой и со Средиземным морем. В условиях почти полного отсутствия дождей он является единственным источником влаги.

Эффективное использование благ Нила было бы невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Неравномерность разливов вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды. Большая река, требовавшая объединенных усилий всего населения, оказалась главным фактором создания общеегипетской государственности.

Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. В год собирали 2-3 урожая. Главными культурами были ячмень и эммер (разновидность пшеницы). Еще на заре истории египтяне ткали из льна; хлопка не знали, а одежда из шерсти использовалась крайне редко. Самыми распространенными плодовыми деревьями были финиковая пальма, инжир и гранат. Из овощей были известны чеснок, лук-порей и огурцы. Основой жизни был хлеб, а любимыми напитками пиво и виноградное вино. Орудия труда в сельском хозяйстве долго оставались примитивными.

Земля принадлежала фараону. Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей. Домашних животных выводили как для пропитания, так и для выделки кож. Пчел разводили для получения меда, причем это занятие являлось царской монополией.

Деревьев, пригодных для использования в качестве строительного материала, в долине Нила почти не было. Уже в эпоху первых династий фараоны отправляли морские экспедиции в Ливан за древесиной хвойных пород.

Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой для обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало металлов . Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ресурсы за счет завоеванных стран. Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица – дебен. Крупные торговые сделки документально оформлялись в особом присутственном месте, при свидетелях, имена которых записывались в документах.

В Египте впервые была разработана технология изготовления материала для письма – папируса.

В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на 3 основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне . Основная рабочая сила – это рабы . Первые рабы – военнопленные. На северных территориях рабство было невыгодным. В Древнем Египте урожай и поддержание ирригационной системы обусловило появление рабства. Характерно самопродажа свободных людей, долговое рабство . Труд рабов применялся в больших имениях, у собственников средней руки – чиновников, военных колонистов и др. Крупными землевладельцами были храмы, которые получали значительных доходы от эксплуатации труда рабов. Сохранились, специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещение вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях.

Политика . Государство возникает для поддержания ирригационной системы. Восточная деспотия. При абсолютной монархии люди делятся на различные сословия, а при восточной деспотии все равны для правителя. Все должно быть подчинено ирригационной системе, поэтому нет смысл в другой форме правления, иначе невозможно поддерживать систему.

Главная функция государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений ), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. В ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном.

Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизируется огромные трудовые и материальные ресурсы.

Духовный мир.

Достижения науки: водяные насосы, керамика, стекло, ткацкие станки и текстильные технологии, медь, бронза, золото, медицина, математика. Впервые появляются города с четкой структурой, строениями, центральной системой управления. Изобретение паруса, первый торговый флот. Архитектура(пирамиды). Иерографическая письменность, папирус, календарь. Развитие эмпирической науки.

Человек зависим от природы. Цикличность сознания (из-за разливов Нила). Человек не представляет себя вне государства. Преклонение перед государством и фараоном. Сословность сознания. Пренебрежительное отношение высших слоев к низшим. Сознание мифологическое:

    миф объясняет события

    миф передает информацию между поколениями

    миф - готовый алгоритм поведения, внедренный в сознание людей

Социальная составляющая важнее экономической.

Основное достижение в духовное сфере – мифологическое сознание.

Основное достижение Египта – единое, четко структурированное государство и внеэкономическое принуждение.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 7711

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Введение

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н.э. - времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 31 г. до н.э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.

Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Принуждающей и организующей силой этой деятельности был хорошо развитый бюрократический аппарат из лучших писцов, религиозных лидеров и администраторов во главе с фараоном, являющийся гарантом кооперации и единства египетского народа, в контексте сложной системы религиозных верований.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Искусство Древнего Египта

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Название страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах - «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» (???????? ). Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля», имелась в виду плодородная земля дельты Нила). В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира. Природа Египта - просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «пер-о» - «большой дом») - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды. В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно бьшо обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь». Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

    Древнее царство: 3197-2160 гг. до н. э.

    Среднее царство: 2160-1580 гг. до н. э.

    Новое царство: 1580- 1100 гг. до н. э.

    Поздний период: 1100 г. до и. э. - 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним - жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже - крестьяне, еще ниже - ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды - рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян - это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные - крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон - покро­витель фараонов - символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла - Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого - вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов - материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя - точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом - источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Возможно по своей значимости для человечества это изобретение и не может сравниться с колесом и методом добычи огня, но по времени, в течение которой технология остается неизменной, это достижение человечества, пожалуй, следует отнести к наиболее актуальным ныне открытиям глубокой древности. Изобретенный примерно 6 тысячелетий тому назад макияж области глаз с тех пор никогда не выходил из моды.

Самое удивительное, что даже и в наши дни используется та же методика нанесения макияжа, которая была разработана древними египтянами. Египтяне делали черную краску для век с применением галенита (свинцового блеска). Зеленая краска для век делалась из малахита с добавлением все того же свинцового блеска, который придавал цвету насыщенности.

Макияж предназначался не только египетским дамам, но и кавалерам. Статус и привлекательность в Древнем Египте шли рука об руку, и среди представителей высшего класса этой страны бытовало мнение, что чем больше макияжа, тем лучше. Использование макияжа египтянами объяснялось не только желанием выглядеть привлекательно. Считалось, что наносимая краска является лекарством от различных заболеваний глаз. Несмотря на такое распространенное в древности мнение, сегодня известно, что свинец весьма вреден для человека.

2. Письменность


У читателя может создаться впечатление, что древние египтяне только тем и занимались, что наводили красоту. Но это совсем не так. Именно в Древнем Египте была создана письменность. Отныне свои мысли можно было записывать и сохранять для потомков.

В использовании изображений для передачи информации уже и в те далекие времена не было ничего нового. Найденные во Франции и Испании рисунки древних людей были созданы за 30 тысячелетий до Рождества Христова. Но мастерское умение передать рисунками реальные события еще не означало появления письменности.

Первые графические системы для языков появились в Египте и Месопотамии. Первая египетская система пиктограмм появилась за 6 тысячелетий до нашей эры. Каждая из этих пиктограмм соответствовала определенному слову. Такая система письменности имела массу ограничений.

Со временем египтяне усовершенствовали свою письменность, обогатив ее алфавитными символами, соответствующими определенным звукам (что-то подобное современным буквам). Таким образом у них появилась возможность записывать имена и абстрактные идеи.

Египтянами была создана система иероглифов, состоящая из алфавитных и слоговых символов, а также идеограмм, знаков, отражающих на письме целое слово. Письменность позволила цивилизации оставлять следы для историков. Порой не совсем понятные следы.

Современная письменность, разумеется, отличается от древнеегипетской. Но идея осталась прежней и по сей день служит человечеству. Трудно даже представить себе наш мир без письменности, которая остается важнейшей составляющей человеческой культуры. С тех пор появились новые технологии, позволяющие записывать человеческую речь и даже осуществлять видеосъемку. Но роль письменности до сих пор огромна.

3. Лист папируса


Высекать надписи на камне долго и неудобно. Для новой динамичной письменности потребовался новый материал. Создав письменность, древние египтяне нашли и на чем писать.

Папирус стал древним предшественником бумаги, которая была изобретена в Китае примерно за 140 лет до Рождества Христова. Папирус является растением из семейства осоковых, произрастающее в болотистой местности у берегов Нила. Жесткая волокнистая оболочка этого растения идеально подходит для создания материала, на котором можно писать.

Древнеегипетские книги не переплетали, а сворачивали в свиток — один длинный лист папируса. Этот замечательный материал служил для записи религиозных текстов, литературы и даже музыкальных произведений.

Технология производства писчего папируса древние египтяне держали в строгом секрете, что позволяло им экспортировать этот материал в другие страны региона. Самое интересное, что процесс создания первого в истории материала для письменности не был нигде записан и по этой причине был утрачен. Но в 1965 году доктору Хассану Рахабу (Hassan Ragab) удалось наконец порадовать научный мир созданием листа папируса.

Из папируса делали не только древнейший «бумагозаменитель», но также и паруса, ремешки сандалий и многие другие мелочи древнеегипетского быта.

4. Календарь


Современный человек в отсутствие календаря может пропустить важную встречу или прийти на работу в выходной. Это досадно, но древние египтяне жили в очень суровых условиях. Для них календарь означал благосостояние, а без него грозил самый настоящий голод. Им нельзя было пропустить разлив Нила (событие, которое происходило ежегодно). В этих условиях вся сельскохозяйственная система страны подвергалась огромному риску. У древних египтян просто не было выбора, они не могли довериться случайности. Поэтому за несколько тысячелетий до нашей эры они начали использовать календарь.

Этот календарь был целиком посвящен нуждам сельского хозяйства, без которого, как известно, не бывает пищи. Год делился на три основных сезона (или времени года): паводок, рост и урожай. Каждый сезон состоял из четырех месяцев, каждый из которых содержал в себе 30 дней. Не правда ли, очень много знакомого в этом древнейшем календаре?

Но, если сложить все месяцы египетского года, то получалось всего 360 дней, что меньше, чем реальный цикл обращения нашей планеты вокруг Солнца. Чтобы сократить эту разницу, египтяне добавляли между сезонами урожая и паводка пять дополнительных дней. Эти пять дней межсезонья были религиозными праздниками в честь детей богов.

Следует отметить, что и юлианский календарь (старый стиль) и современный григорианский по сути своей являются модификациями древнеегипетского календаря. Таким образом, древние египтяне стали создателями той меры, с помощью которой человечество отмечает свои вехи и создает планы.

5. Плуг


Без новомодного гаджета человек может обойтись. Но не без пищи. В древности эта простая истина была понятна каждому, поскольку практически все люди были заняты в сельском хозяйстве. Вспахать землю — непростая задача для примитивных орудий труда. И человечество создало плуг.

В среде историков до сих пор не утихают споры о том, какая цивилизация первой создала этот незаменимый сельскохозяйственный инструмент. Египетская или шумерская? Плуг — понятие очень общее и оставляет огромное пространство для модификации.

Скорее всего первый плуг был создан на основе соответствующего ручного инструмента. Но эффективность его была сомнительна. Слишком легкий, он только скреб землю и не мог ее вспахать глубоко. Сейчас это тупиковое орудие труда называют «скребущим плугом». Под палящими лучами египетского солнца работать с ручным плугом было неудобно.

Но ситуация резко поменялись за два тысячелетия до Рождества Христова. Египтяне поняли, что плуг может тащить за собой рогатый скот и делать это куда эффективнее, чем человек, который силами уступает быку. Сначала плуг крепили к рогам животного, но такой дизайн затруднял его дыхание. Потом была продумана система ремней, делающее крепление более эффективным.

Изобретение плуга вывело египетское сельское хозяйство на невиданный доселе уровень. В сочетании с предсказуемым циклом разливов Нила, плуг позволил Египту упростить обработку земли до такой степени, которой до этого не достигала ни одна цивилизация в мире.

6. Освежитель полости рта


Современный человек поныне пользуется и этим изобретением древних египтян. Многочисленные освежители, ароматная жевательная резинка и мятные конфеты делают дыхание обитателя современного мира свежим. Древние египтяне тоже заботились не только о полезном, но и о прекрасном.

Обеспечив себя питанием, пришла пора задуматься о неприятном запахе изо рта. Этот запах уже в те времена воспринимался, как свидетельство о нездоровых зубах. Древние египтяне не пили сладкую газировку литрами, но камни-жернова, которыми они перемалывали зерно в муку, щедро «обогащали» рацион песком, который царапал зубную эмаль и делал зубы представителей великой цивилизации уязвимыми для инфекции.

У египтян были медики, но стоматологами эта древняя страна еще не располагала. Поэтому лечить зубы и десны было некому. И египтянам оставалось только терпеть боль и устранять неприятный запах при помощи первого в истории подобия «жвачки», приготовленной из ладана, мирры и корицы, отваренных в меду. Этому составу придавали форму шариков.

7. Боулинг


Жители Древнего Египта умели не только работать, украшаться и придавать свежесть своему дыханию. Активный отдых уже тогда был в моде.

В 90 километрах к югу от Каира во втором-третьем столетиях нашей эры, в годы римского владычества над Египтом, располагалось поселение Нармотеос (Narmoutheos). Именно там археологи нашли комнату, в которой обнаружили дорожки и набор мячей различных размеров.

Длина дорожки составляла 3,9 метра, ширина 20 сантиметров, а глубина 9,6 сантиметра. В центре каждой дорожки располагалось квадратное углубление со стороной квадрата в 11,9 сантиметра.

Если в современном боулинге полагается сбивать кегли в конце дорожки, то в древнеегипетском следовало попасть в расположенное посередине дорожки отверстие. Игроки стояли по разным концам дорожки и старались не только загнать в отверстие мячики разных размеров, но и сбить с курса мяч соперника.

8. Бритье и стрижка волос


Хотя в этом у историков и нет полной уверенности, но вполне возможно, что именно египтяне первыми научились делать прически. У этого могла быть и вполне рациональная причина. В жарком египетском климате длинные волосы и бороды доставляли людям дискомфорт.

Поэтому они коротко стриглись и регулярно брились. Жрецы и вовсе брили волосы на всем теле каждые три дня. На протяжении большей части египетской истории, быть чисто выбритым считалось модным, а волосяные «заросли» свидетельствовали о низком социальном статусе.

Не исключено, что именно египетские острые камни с деревянными ручками были первыми на Земле бритвами. Со временем бритвы стали делаться из меди. Именно у египтян впервые в истории нашего мира появилась профессия парикмахера. Позволить себе пригласить парикмахера на дом могли только богатые древнеегипетские аристократы. Но и люд попроще мог воспользоваться услугами цирюльников, которые оборудовали свои первые на Земле парикмахерские под тенистыми платанами.

Как ни странно, но египтяне считали бороду привлекательной. При условии, если это накладная борода, которую делали из пучка волос. Еще интереснее, накладную бороду носили не только египетские фараоны, но и царицы.

По форме накладной бороды можно было определить социальный статус ее обладателя. Обычные граждане носили маленькие, примерно 5-сантиметровые, бородки. Фараонам же была свойственна борода огромной длины, окончанию которой парикмахерами придавалась квадратная форма. Своих богов египтяне изображали обладателями еще более роскошных и длинных бород.

9. Дверной замок


За это изобретение тоже следует быть благодарными египетской цивилизации. Древнейший дверной замок появился примерно 6 тысячелетий тому назад. С его помощью двери блокировались деревянными штифтами. Открывать и закрывать старейший замок можно было при помощи ключа. Эта конструкция и поныне не утратила своей актуальности.

В одном из описаний египетских дверных замков указаны их размеры. Самый большой достигал 60 сантиметров в длину. Египетские замки обеспечивали безопасность в большей степени, чем технологии, которые позднее были изобретены римлянами. Римские замки были более простой конструкции. Но именно римляне первыми стали использовать пружины.

Зубная паста


Больные зубы причиняли древним египтянам немало забот, поскольку хлеб содержал в себе каменную крошку от жерновов. Приходилось задумываться над тем, чтобы держать зубы в чистоте. Археологами были обнаружены зубочистки, которые использовались для извлечения застрявших между зубов кусочков пищи. Считается, что египтяне, наряду с вавилонянами, обогатили человеческую цивилизацию зубной щеткой. Египетская зубная щетка представляла собой специально потрепанную на конце веточку дерева.

Но этим не исчерпываются те инновации, которые сделали египтяне в области гигиены полости рта. Ими была создана зубная паста. Она состояла из перетертой в пудру бычьей ноги, пепла, жженой яичной скорлупы и пемзы.

Недавно археологи обнаружили рецепт более гигиеничной древнеегипетской зубной пасты и папирус с инструкцией по чистке зубов. Но эти ценные находки датируются четвертым веком нашей эры, то есть периодом после римского господства. Неизвестный автор этого папируса рассказывает читателю, как смешать в определенных пропорциях каменную соль, мяту, сушеные цветки ириса и перец, а в результате получить «порошок, который сделает зубы белыми и превосходными».

По материалам science.howstuffworks.com